Навигация по категориям

Публикатор

Пятерки в школе: "мифическое" благо для родителей и кошмар для ребенка, Е.Кузьмин д/п№7

Пятерки в школе: мифическое благо для родителя и  кошмар для ребенка. Ответы на важные вопросы.

Ребенок воспринимает важность оценок в школе благодаря эмоциональной реакции родителей на его учебу. Получил  пятерку - родители рады, получил двойку - родители в гневе.

Чем сильнее их гнев, тем важнее для мамы и папы эти оценки - такой вывод делает ребенок.

За плохие оценки чаще всего следует устное порицание или, что нередко встречается, - физическое наказание. Главной мотивацией ходить в школу для такого ребенка будет лишь стремление избежать наказания от родителей, что очень угнетает детскую психику.

«Мотивирующие» истории взрослых сложны для детского восприятия из-за отсутствия у них  жизненного опыта

 • Ты должен ходить в школу, чтобы поступить в университет и найти хорошую работу.

 • Я хожу на работу, а ты ходишь в школу. Это твоя работа.

Когда дети отвечают, что поняли  все родительские осуждающие нравоучения, они лукавят – чтобы избежать дальнейшего дискомфортного разговора.

 

Формирование личности ребенка  и родительские ожидания обычно идут в разрез.

Почему  так происходит?

Задача минимум в глазах многих родителей: хорошо учиться в школе, быть отличником - успешно поступить в университет. Закончить с «красным дипломом» - получить престижную работу. Таким видят «счастливое будущее» своих детей часть российских семей.

Потому каждый раз, когда их ребенок получает двойку, он  как бы отдаляет  радужные перспективы  своего «светлого будущего». В фантазиях родителей быстро формируется ассоциация: частые двойки – оставят на второй года –по окончании выдадут справку – даже в техникум не возьмут! Как итог – станет дворником, уборщицей  и т.д.

В попытках избавиться от подобных мыслей и переживаний родители неосознанно давят на психику  школьника, транслируя ему мысль, что он плохой, потому что-то делает или чего-то не делает… Избавление взрослых от мысли, что они «плохие» происходит путем навязывания ребенку чувства вины.

 

А что на самом деле? Оценки и благополучие ребенка не равнозначные понятия

Карающая и осуждающая стратегия поведения по отношению к ребенку только вредит ему: ежедневный стресс, чувство вины, низкая самооценка, эмоциональные и умственные перегрузки, депрессивное состояние, развитие хронических патологий, скачки артериального давления, нарушение пищеварения, сна.

Встреча с алкоголем и сигаретой, рискованное поведение, склонность к суицидальным мыслям – частая проблема детей из «благополучных» семей, в которых ребенок не справляется с возложенной на него ответственностью во что бы то ни стало стать гордостью для мамы и папы.

Родители в погоне за своими «благими целями» и нравственными принципами  забывают или не до конца осознает, что им гораздо важнее, чтобы у ребенка была счастливая и успешная жизнь. Многим, к сожалению, «мифическая хорошая» жизнь видится именно в хороших оценках.

На самом деле взрослые, пройдя уже свой путь роста и профессионального становления понимают, что самые высокие баллы – не гарантия счастливой и здоровой жизни!

 

Что делать?

Выстраивать ребенку краткосрочную мотивацию, которая будет порождать в нем желание учиться. Чем младше ребенок, тем краткосрочная мотивация должна быть. Под мотивацией имеется ввиду то, чего хочет ребенок, а не то, чего желают для него взрослые.

У учеников начальной школы мотивация может быть в рамках одного-двух дней, в старших классах- в рамках месяца или четверти.

Чем старше ребенок, тем дальше от него нужно «отодвигать» то, ради чего ему учиться. При этом называть причины в виде работы, зарплаты, успеха и прочего, неэффективно)

Что важно для ребенка?

Меньше всего ребенку нужно осуждение за двойки, больше всего ему нужна вера в него и поддержка.  Позитивный настрой помогает снижать уровень стресса и справляться с нервным перенапряжением.

Если ваш ребенок не двоечник и приходит домой с плохой оценкой, это не сигнал к тому, что надо ругать, это о том, что ребенок столкнулся с трудностями и не смог их преодолеть.

Нельзя ругать за то, что ребенок не может справиться с тем, с чем он не умеет справляться.

Как себя вести взрослым?

• если ребенок переживает, надо его успокоить - «со всеми такое бывает, это нормально», можно привести пример из своего детства.

 • поговорите и выясните, как так вышло?

 • спросите, нужна ли ему помощь или он справится сам?

 • спустя время вернитесь к этой ситуации и спросите как у него дела?

 • если он занимается решением этой проблемы,  похвалите, если нет -  узнайте,  что его беспокоит, чего он боится, о чем переживает?

 • когда он разберется в теме, решит проблему, исправит двойку, поощрите его за упорство.

 • если он не планирует вообще этим заниматься,  это говорит о том, что у него на это есть причины (проблема может быть в педагоге; в том, что он не верит, что у него получится и т.д.)

 

Выстраивайте доверительные отношения с ребенком

Дети перестают доверять родителям не просто так, а после череды предательств, осуждений, нравоучений, оскорблений и т.д.

Они хотят доверять, но бояться непринятия, осуждения и предательства в моменты, когда они сильнее всего нуждаются в любви, поддержке, заботе и внимании.

Доверительные отношения - это про принятие, гарантии и стабильность.

Ребенок хочет быть принятым таким, какой он есть- без нравоучений, без историй о том, что кому-то тяжелее, чем ему, что у родителей было иначе.

ВАЖНО! Ребенку важны гарантии, что сказанное останется в тайне и не пойдет слухами по родственникам и друзьям родителей - это предательство.

Ребенок нуждается в стабильности мира, который при всем том  меняется с космической скоростью, растет и сам ребенок. «Островок стабильности» в виде крепких отношений  родителей, спокойной и любящей обстановки в доме, доверительного общения между членами семьи  может дать спокойствие и уверенность, что,  если и  возникли проблемы с учителем, друзьями, уроками, кружками и прочим, ему есть на кого положиться и на что опереться.

15 мая 2023, 12:39
15 мая 2023, 12:54