Categories Navigation

Asset Publisher

«Тренажерный зал» для мозга ребенка – это игры, движение, питание и впечатления /Врач-педиатр д/п№8 О.Бубнова/

Материал опубликован: 17 July 2023, 13:23

Обновлён: 17 July 2023, 13:28

Просмотров: 351

Формирование мозга, управляющего мыслями, чувствами, способностями ребенка начинается в пренатальный период - в утробе матери. Научные данные подтверждают  факт, что на развитие будущих интеллектуальных возможностей малыша оказывают влияние образ жизни и привычки его родителей, питание беременной женщины,  перенесенные ею заболевания и даже эмоциональное состояние в период вынашивания плода. Известно, что 70% развития мозга ребенка приходится на внутриутробный этап, 15% - на период младенчества и ещё 15% - на дошкольные годы.

Главнокомандующие в нашем организме - головной и спинной мозг, входящие в нервную систему. Человеческий мозг устроен по принципу компьютера: помогает обработать поступающую внешнюю информацию, совершать сознательные  движения, чувствовать, слышать и видеть, размышлять, запоминать, быть внимательным,  проявлять разнообразие эмоций.

Спинной мозг отвечает за бессознательные движения и рефлексы, совершает часть автоматических движений. Качество слаженной работы всех отделов мозга зависит не только от генетики, но и от окружающей  нас среды, психологической атмосферы.

Родителям важно знать, что именно в первые два года жизни ребенка происходит самый активный рост структур мозга. И это время стоит использовать по-максимуму!

«Мозг малыша, на удивление, способен усваивать большой объем информации, поскольку его нервные клетки (синапсы), отвечающие за знания и умения, формируются сверхбыстро, - рассказывает врач-педиатр детской поликлиники №8 Ольга Бубнова. - Визуальный контакт с матерью для новорожденного не пустой звук! Взгляды и теплое и эмоциональное общение с мамой, особенно во время кормления грудью, тренирует зрение и развивает мозг крохи».

Ольга Викторовна отмечает, что первый «тренажерный зал» для мозжечка - отдела головного мозга, ответственного за физическое развитие, речь, эмоции, память - это колыбелька или родительские руки. При качании, изменении положения тела начинается активная стимуляция мозговых рецепторов.  Движения крохи, навыки переворачиваться, ползать, хватать игрушки, взаимодействовать с предметами активизируют деятельность мозжечка. В первый год жизни мозжечок, в котором содержится больше всего нервных клеток, увеличивается более чем в три раза.  

В дальнейшем наличие в режиме ребенка ежедневной  двигательной активности и спорта помогут ему укреплять все психомоторные функции организма: координацию и плавность движений, мышечный тонус, равновесие, стимулировать когнитивные способности.

В дошкольный период детям важно расширять кругозор, иметь много контактов со сверстниками и взрослыми, разносторонних активностей – все это направлено на тренировку детского мозга и формирование умений справляться с разноплановыми задачами.

«Среда, насыщенная играми, положительными эмоциями и новыми впечатлениями, лучше стимулирует развитие мозга, мышление, внимание, фантазию, мелкую и крупную моторику, улучшает возможности социальной адаптации, - продолжает специалист. - Для тренировки памяти, логического мышления и способностей к обучению с ребенком просто необходимо играть в познавательные и развивающие игры. И речь не про перекладывание игрушек с места на место! Ребёнок должен запоминать правила, следить  за ходом игры,  усваивать информацию об окружающих предметах, принимать решения на основе анализа и рассуждений, находить пути достижения цели. Весь этот опыт в нужное время с игры будет успешно интегрирован в реальную жизнь».

По словам врача-педиатра, не стоит прятать малыша от социальных контактов. Наличие широкого круга общения у ребенка с представителями разных возрастных групп (ровесники на игровой площадке, в детском саду, взрослые, бабушки и дедушки, воспитатели) улучшают его коммуникацию, расширяют кругозор,  хорошо стимулируя зоны мозга, ответственные за развитие речи, самоконтроль, адаптацию, стрессоустойчивость  и эмоциональный интеллект.

Родителям важно помнить, что мыслительные способности их чада  во многом зависят от того питания, которым «подпитываются» его мозги. Научные исследования подтверждают, что  без качественного, разнообразного и сбалансированного рациона  не может быть высокой умственной  работоспособности и физической выносливости.

Стоит напомнить, что в детском возрасте пища – основной источник энергии и строительного материала для центральной нервной системы. Психическое здоровье ребенка также зависит от того, что он ест.

Так, учеными доказано пагубное влияние фастфуда, полуфабрикатов, продуктов с  повышенным содержанием сахара на  активно формирующийся головной мозг юного  человека: его слаженная работа под воздействием «ударной» дозы жиров и углеводов  нарушается, а память снижается. Больше есть и меньше думать – такие сигналы посылаются мозгу «вредной» едой! Импульсы, регулирующие чувство насыщения, блокируются, в результате дети продолжают есть, не чувствуя сытости.

Между тем, для развития мозга в здоровом питании детей должны присутствовать определенные продукты.

Первая и самая ценная «подпитка для ума» - грудное молоко. Мозг малышей, находившихся в первый год жизни на естественном вскармливании, развивается значительное быстрее, то же происходит и с умственным развитием, и способностями к обучению.

По мере взросления в детском меню должны появиться  белковые продукты, отвечающие за гормональный баланс и настроение (курица, индейка, говядина,  морская рыба и морепродукты); жиры и жирные кислоты, обеспечивающие эффективность передачи нервных импульсов, необходимых для коммуникации, самоконтроля и обучения (растительные масла, рыба красных сортов; яйца; орехи); углеводы (хлеб, крупы, шоколад), являющиеся источником энергии. Для интеллекта и памяти полезны ягоды, овощи и фрукты, железо, цинк, йод, холин, витамины разных групп.

«И меньше поводов для стрессов и психотравм, - заключает детский доктор, - переживания мешают образованию новых связей между нейронами, что приводит к ухудшению физического здоровья, интеллектуального и психического благополучия  ребенка. А вот положительные эмоции, позитивный настрой  и хорошее настроение, напротив,  благоприятствуют  протеканию  нервных процессов, происходящих в больших полушариях, что значительно повышает не только работоспособность, но и сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям».

Источник: Минздрав Пензенской области