Categories Navigation

Asset Publisher

О признаках нарушений в работе когнитивных функций у ребенка /врач-невролог И.Костина/

Материал опубликован: 21 July 2023, 09:47

Обновлён: 21 July 2023, 09:51

Просмотров: 768

Диагноз «когнитивные (познавательные) нарушения» относится к самым распространенным заболеваниям головного мозга в детском возрасте.

Когнитивные способности человека - это  умение  усваивать, обрабатывать информацию, решать различные задачи, мыслить логически, придумывать, запоминать, быть внимательным,  уметь концентрироваться, иметь самоконтроль и эмоциональный интеллект.

По оценкам врачей-неврологов и детских психиатров,  когнитивными нарушениями разного характера и степени тяжести страдает каждый пятый ребенок, при этом большинство таких случаев хорошо поддаются коррекции. Потому родителям очень важно знать причины и проявления таких отклонений, чтобы своевременно принять меры лечения и профилактики.

«Распространены когнитивные нарушения, связанные с речью, обучением, практической деятельностью», - объясняет врач-невролог отделения консультативно-диагностической помощи городской детской поликлиники Ирина Костина.
  
По словам Ирины Владимировны, заметить отклонения в развитии малыша можно уже в раннем детстве - на моторном уровне: поздно начал переворачиваться, позже пошёл, слабо проявляет эмоциональные реакции, не ориентируется в пространстве, не понимает условия игры, не выполняет команды, задания, нет связных мыслей, не развита крупная и мелкая моторика. Причинами данных диссонансов могут быть внутриутробная гипоксия, асфиксия в родах, родовая травма, энцефалит, эпилепсия, менингит, недостаток витаминов в раннем возрасте, травмы головного мозга, в том числе черепно-мозговые, инфекционные заболевания нервной системы.

У ребенка с психомоторным отставанием в развитии с большой долей вероятности по мере взросления могут возникнуть проблемы с задержкой речи, трудности с учебой.

«С лёгкими нарушениями можно справиться без медикаментозной терапии, но при тяжёлой степени понадобится лечение, - продолжает специалист. - Главный совет родителям, столкнувшимся с подобным диагнозом, «не опускать руки», а, напротив, направить усилия всей семьи на развитие мелкой моторики крохи: важно и нужно заучивать с малышом стихи, играть в разнообразные игры, в том числе стимулирующие речь, пересказывать сказки, составлять рассказы по картинкам и комиксам, находить отличия в похожих предметах, рисовать,  считать, собирать пазлы, бусы».

Пользу ребенку с когнитивной задержкой принесут задания на ловкость, опыты с переливанием воды, перебирание пуговиц, пальчиковые игры.

Подвижные игры, танцы, фитнес, спорт помогут стимулировать развитие мозжечка, отвечающего за координацию движений, память, внимание, освоение речи и формирование эмоций. Общение со сверстниками и взрослыми, новые впечатления благотворно скажутся на развитии интеллекта, речевых и коммуникативных навыков.

Здоровое диетпитание  «подпитает» мозг нужными витаминами и микроэлементами.

Для оценки когнитивных нарушений у детей  специалисты по детской психиатрии применяют специальные тесты, выявляющие расхождения с возрастной нормой в разных областях – сенсорной, двигательной, эмоциональной, волевой. К примеру, в младшем и среднем школьном возрасте очень показателен тест Векслера, который позволяет определить общий уровень интеллекта ребенка, оценить, насколько он готов к обучению в школе, обнаружить нарушения в развитии мыслительных процессов, провести диагностику умственной отсталости и задержки психического развития. На данном этапе важнейшим моментом диагностики является выявление возможных фоновых болезней головного мозга, которые диагностируют в том числе аппаратными методами.

В заключение врач-невролог перечислил факторы, тормозящие развитие интеллекта: «скудное» общение с малышом, отсутствие познавательных игр и двигательной активности, стрессовые ситуации, нехватка  внимания.

Главным же «вредителем» детского развития, на удивление многих молодых мам и пап, является увлеченность крохи телевизором, смартфоном, планшетом (даже с развивающим интернет-контентом), что идет вразрез с важными возрастными  задачами по развитию речи:  опытным путем исследовать  свойства окружающего мира, взаимодействовать с  предметами, развивать крупную и мелкую моторику. Гаджеты попросту «затормаживают» развитие мозга, погружая его в «состояние сна».  У гаджетозависимых дошкольников и школьников врачи-специалисты наблюдают  явные признаки нарушенной коммуникации со сверстниками и взрослыми,  поверхностное, «клиповое»  восприятие и мышление. Ребенок, «напитавшийся» «винегретом» часто несвязной и бессмысленной информации, сложно концентрируется, плохо запоминает текстовую информацию с листа  и  крайне «скудно» излагает  свои мысли.

Мощно простимулируют развитие мозга изучение иностранного языка, освоение музыкального инструмента, путешествия, новый опыт и впечатления.

Источник: Минздрав Пензенской области