Новости
Материал опубликован: 21 July 2023, 09:47
Обновлён: 21 July 2023, 09:51
Просмотров: 803
Диагноз «когнитивные (познавательные) нарушения» относится к самым распространенным заболеваниям головного мозга в детском возрасте.
Когнитивные способности человека - это умение усваивать, обрабатывать информацию, решать различные задачи, мыслить логически, придумывать, запоминать, быть внимательным, уметь концентрироваться, иметь самоконтроль и эмоциональный интеллект.
По оценкам врачей-неврологов и детских психиатров, когнитивными нарушениями разного характера и степени тяжести страдает каждый пятый ребенок, при этом большинство таких случаев хорошо поддаются коррекции. Потому родителям очень важно знать причины и проявления таких отклонений, чтобы своевременно принять меры лечения и профилактики.
«Распространены когнитивные нарушения, связанные с речью, обучением, практической деятельностью», - объясняет врач-невролог отделения консультативно-диагностической помощи городской детской поликлиники Ирина Костина.
По словам Ирины Владимировны, заметить отклонения в развитии малыша можно уже в раннем детстве - на моторном уровне: поздно начал переворачиваться, позже пошёл, слабо проявляет эмоциональные реакции, не ориентируется в пространстве, не понимает условия игры, не выполняет команды, задания, нет связных мыслей, не развита крупная и мелкая моторика. Причинами данных диссонансов могут быть внутриутробная гипоксия, асфиксия в родах, родовая травма, энцефалит, эпилепсия, менингит, недостаток витаминов в раннем возрасте, травмы головного мозга, в том числе черепно-мозговые, инфекционные заболевания нервной системы.
У ребенка с психомоторным отставанием в развитии с большой долей вероятности по мере взросления могут возникнуть проблемы с задержкой речи, трудности с учебой.
«С лёгкими нарушениями можно справиться без медикаментозной терапии, но при тяжёлой степени понадобится лечение, - продолжает специалист. - Главный совет родителям, столкнувшимся с подобным диагнозом, «не опускать руки», а, напротив, направить усилия всей семьи на развитие мелкой моторики крохи: важно и нужно заучивать с малышом стихи, играть в разнообразные игры, в том числе стимулирующие речь, пересказывать сказки, составлять рассказы по картинкам и комиксам, находить отличия в похожих предметах, рисовать, считать, собирать пазлы, бусы».
Пользу ребенку с когнитивной задержкой принесут задания на ловкость, опыты с переливанием воды, перебирание пуговиц, пальчиковые игры.
Подвижные игры, танцы, фитнес, спорт помогут стимулировать развитие мозжечка, отвечающего за координацию движений, память, внимание, освоение речи и формирование эмоций. Общение со сверстниками и взрослыми, новые впечатления благотворно скажутся на развитии интеллекта, речевых и коммуникативных навыков.
Здоровое диетпитание «подпитает» мозг нужными витаминами и микроэлементами.
Для оценки когнитивных нарушений у детей специалисты по детской психиатрии применяют специальные тесты, выявляющие расхождения с возрастной нормой в разных областях – сенсорной, двигательной, эмоциональной, волевой. К примеру, в младшем и среднем школьном возрасте очень показателен тест Векслера, который позволяет определить общий уровень интеллекта ребенка, оценить, насколько он готов к обучению в школе, обнаружить нарушения в развитии мыслительных процессов, провести диагностику умственной отсталости и задержки психического развития. На данном этапе важнейшим моментом диагностики является выявление возможных фоновых болезней головного мозга, которые диагностируют в том числе аппаратными методами.
В заключение врач-невролог перечислил факторы, тормозящие развитие интеллекта: «скудное» общение с малышом, отсутствие познавательных игр и двигательной активности, стрессовые ситуации, нехватка внимания.
Главным же «вредителем» детского развития, на удивление многих молодых мам и пап, является увлеченность крохи телевизором, смартфоном, планшетом (даже с развивающим интернет-контентом), что идет вразрез с важными возрастными задачами по развитию речи: опытным путем исследовать свойства окружающего мира, взаимодействовать с предметами, развивать крупную и мелкую моторику. Гаджеты попросту «затормаживают» развитие мозга, погружая его в «состояние сна». У гаджетозависимых дошкольников и школьников врачи-специалисты наблюдают явные признаки нарушенной коммуникации со сверстниками и взрослыми, поверхностное, «клиповое» восприятие и мышление. Ребенок, «напитавшийся» «винегретом» часто несвязной и бессмысленной информации, сложно концентрируется, плохо запоминает текстовую информацию с листа и крайне «скудно» излагает свои мысли.
Мощно простимулируют развитие мозга изучение иностранного языка, освоение музыкального инструмента, путешествия, новый опыт и впечатления.
Источник: Минздрав Пензенской области