Советы родителям
Материал опубликован:
Обновлён:
Физическое здоровье ― это естественное состояние организма, с нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается.
Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.
Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа достижения успехов. Дети — цветы жизни, это наше будущее!
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем органов и организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.
В последние годы тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер. Данные различных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% старшего дошкольного возраста, 10-25% дошкольников имеют отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы. В шести-семилетнем возрасте у половины детей отмечается стойкое повышение артериального давления. Растёт число детей с отклонениями органов пищеварения, костно-мышечной, мочеполовой и эндокринной систем.
Дети в школу приходят читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт, слабо развитую моторику рук, у многих детей отсутствие физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, корректировать своё эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть показатели самовоспитания.
У детей с ослабленным здоровьем возрастает уровень тревожного ожидания неуспеха, усугубляющего поведенческие и нервно — психические отклонения, а это приводит к асоциальным формам поведения. У таких детей наблюдается переутомление, снижение функциональных возможностей, что отрицательно влияет на состояние здоровья дошкольников, и перспективы их развития.
Ухудшение здоровья детей зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды/экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, на 50% — от самого человека/образа жизни. Если на 50% здоровья родители не могут повлиять, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье.
Проблема воспитания здорового поколения приобретают в настоящее время всё большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы: неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
Необходимо воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя экологической красоты, как средства достижения жизненных успехов.
Необходимо вести физкультурно-оздоровительную работу, обеспечивающую поддержку и развитие физического статуса детей, становление показателей физического здоровья.
Задачи
1. Обеспечить психофизическое благополучие детей и формирование сознательного отношения к собственному здоровью.
2. Обогащать двигательный опыт детей и развивать психо-физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, силу.
3. Научить детей регулировать своё психическое состояние и уметь предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.
Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребёнка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту.
Формирование здорового образа жизни — это не просто усвоение определённых знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома.
Особое внимание уделяется системе обучения детей гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребёнка.
Дети 3-5 лет знакомятся с правилами здорового образа жизни наиболее эффективно благодаря организации их игровой активности: тематические, дидактические, подвижные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры-имитации.
Для детей 5-7 лет наиболее эффективными являются сюжетные и театрализованные игры с педагогическим воздействием, направленные на развитие умений самостоятельно выбирать способы решения.
Комплексное использование этих технологий обеспечивает наиболее успешное формирование навыков здорового образа жизни у детей разного возраста.
Поддержание физического здоровья: труд, отдых, личная гигиена, полноценное питание, медицинское и стоматологическое обследование, физические упражнения.
Как сохранить здоровье детей зимой: прогулки на свежем воздухе; правильные одежда и обувь;
рациональное питание и обильное питье; проветривание помещения; соблюдение гигиены; витамины и иммуностимуляторы; активный образ жизни; носовое дыхание.
Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как о болезни. Они рассказывают как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое на улице, мочить ноги).
В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий, дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью от своих собственных действии («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками»), и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.
Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья. Но, в целом отношение к здоровью у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний.
Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное мороженое, выпить целую бутылку охлажденного лимонада, пробежать по луже, поваляться подольше в постели), а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными.
Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется.
Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.
В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.