Советы родителям
Материал опубликован:
Обновлён:
Развитие мозга начинается ещё до рождения крохи, а полностью взрослым считают мозг людей старше 20 лет. В момент, когда малыш сделал первый вдох, его организм уже проделал огромную работу и заложил основу для всего будущего функционирования организма. Размер мозга увеличивается ещё в 4 раза до полного созревания, но основная масса нейронов уже существует, а биохимия его уже отлажена. Мозг, управляющий нашими чувствами, мыслями и способностями формируется ещё в утробе матери и это накладывает большую ответственность на беременных женщин. Образ жизни, качество пищи и эмоциональное состояние женщины во время беременности имеются огромное влияние на развитие малыша.
Существуют доказательства, что стресс во время беременности нарушает формирование структуры лимбической системы, которая отвечает за эмоциональные реакции будущего человека. Приём лекарственных препаратов, например, парацетамола, связан с гиперактивностью у детей, а злоупотребление сахаром во время беременности сказалось на когнитивных способностях детей. Мозг человека огромен относительно остального тела и здесь огромную роль при рождении ребенка естественным путем играет родничок, это мягкая зона на голове новорожденного. Почти полного размера (80%) мозг достигает к трем годам. Мозг малыша создан для выучивания огромных объемов информации. Ведь соединение нервных клеток, которые являются основой всех знаний и умений, формируются гораздо быстрее, чем у взрослых. Мозг ребёнка жаждет новой информации, поэтому его надо занимать творческими и развивающими занятиями, игрой, общением со старшими и сверстниками. Только тогда происходит гармоничное развитие малыша, ведь его мозг регулярно встречается с разными ситуациями и учиться адекватно реагировать и решать разные задачи.
По мере роста ребёнка родители могут замечать отклонения - это может выражаться в задержке моторного развития ( поздно начал переворачиваться, позже пошёл). Также слабое проявление эмоциональных реакций - не понимает условия игры, не выполняет задания. Причинами данных отклонений могут быть внутриутробная гипоксия, асфиксия в родах, родовая травматизация, недостаток витаминов, травмы головного мозга.
Вот это и есть когнитивные нарушения - они подразделяются на лёгкие, умеренные и тяжёлые. С лёгкими нарушениями можно справиться без медикаментозной терапии, но при тяжёлой степени обязательное подключение медикаментов. С детьми нужно больше заниматься - учить стихи, играть в игры, пересказывать тексты, составлять рассказ по картинкам, находить отличия в картинках, считать, собирать пазлы, бусы- это развитие мелкой моторики для младших детей. Хорошо применять игры с переливанием воды, перебирание пуговиц, пальчиковые игры.
Структуры мозга меняются за счет развития нервных соединений, формирования зрительной коры. При рождении глаза малыша различают границы предметов и цвета. Происходит развитие мозжечка, который отвечает за ходьбу, участвует в работе памяти, внимания, освоения речи и даже формирования эмоций. Начиная с переворачивания, ползания и заканчивая занятиями спортом и танцами - это вся умеренная физическая активность стимулирует развитие мозжечка. Происходит миелинизация нейронов организма, за счёт чего малыш начинает обрабатывать информацию и совершать тонкие и сложные действия. Грамотно организованная среда положительно влияет на гармоничное развитие мозга ребёнка с рождения.
Огромное влияние на формирование головного мозга ребёнка имеют сбалансированное питание (здоровая диета), физическая активность -это гимнастика, подвижные игры, танцы, спорт. Имеет значение социальное окружение- контакты со сверстниками и взрослыми, новые впечатления стимулирует зоны мозга, ответственные за развитие речи и интеллект. Необходимо избегать травмирующих ситуаций, так как они травмирует психику ребёнка и малыш теряется в пространстве. Развитие мозга сложный процесс, не до конца изучен. Существует много данных по развитию ребёнка, которые позволяют делать занятия максимально полезными для малышей.