Новости
О нарушениях навыков чтения, письма, счета, связанных с трудностями обработки умственной информации /Врач-невролог д/п №2 Н.Везденева/
Материал опубликован: 07 ноября 2025, 10:33
Обновлён: 07 ноября 2025, 10:38
Просмотров: 12

Ребенок путает буквы, слоги, пропускает их, меняет местами, делает ошибки в чтении и на письме? Так проявляются специфические расстройства развития школьных навыков
О нарушениях навыков чтения, письма, счета, связанных с трудностями обработки умственной информации, рассказала врач-невролог детской поликлиники №2 Наталья Везденева.
У каждого пятого школьника при нормальном уровне интеллекта отмечаются проблемы с основными учебными навыками. Это не результат плохого обучения, воспитания, лени ребенка. Понимание причин этих расстройств важно для их эффективной коррекции.
Ведущие факторы риска:
-родовые травмы, недоношенность;
-легкие органические поражения центральной нервной системы;
-нарушения развития (СДВГ, аутизм)
-задержка речевого развития;
-снижение когнитивных способностей, дефицит словарного запаса, визуальной памяти;
-особенности развития мозга, связанные с обработкой информации;
-наследственность;
-языковый барьер в семье
Среди нарушений выделяют:
Дислексия. Расстройство чтения проявляется неузнаванием букв, неумением соотносить их написание и звучание. Ребенок не может пересказать смысл прочитанного, заменяет слова, слоги.
Дисграфия. Ребенок не осваивает написание букв. Может писать буквы зеркально, пропускать или добавлять буквы, путать их по звучанию или написанию. Могут быть трудности с мелкой моторикой, когда ученику трудно держать ручку, выводить буквы.
Дискалькулия. Нарушение счетного навыка проявляется неумением сосчитать по прямому и обратному порядку, выполнить арифметические действия.
Родители должны были внимательными к признакам подобных нарушений и своевременно обратиться к специалистам— врачу-неврологу, логопеду, дефектологу, детскому психиатру (по показаниям).
Что должно насторожить?
-Ребёнку сложно рисовать, делать поделки, завязывать шнурки, держать в руках карандаш или ручку, ложки и вилки.
-Ребёнок постоянно путает предлоги и падежи, неправильно ставит ударение.
-Есть трудности с заучиванием стихов, цветов, цифр, букв/ играми с мячом.
Меры профилактики:
-Говорите с ребенком больше: комментируйте свои действия, описывайте окружающий мир, задавайте вопросы, не коверкайте слова. Чем больше ребенок слышит правильную речь, тем лучше усваивает ее.
-Чтение вслух, пение, прослушивание музыки укрепляют нейронные системы, отвечающие за речь и чтение.
-Развивайте память, внимание и мышление, умение различать разные звуки.
-Тренируйте мелкую моторику.
-Вовремя корректируйте с логопедом нарушения речи.