Навигация по категориям

Публикатор

О нарушениях навыков чтения, письма, счета, связанных с трудностями обработки умственной информации /Врач-невролог д/п №2 Н.Везденева/

Материал опубликован: 07 ноября 2025, 10:33

Обновлён: 07 ноября 2025, 10:38

Просмотров: 12

📖📝Ребенок путает буквы, слоги, пропускает их, меняет местами, делает ошибки в чтении и на письме? Так проявляются специфические расстройства развития школьных навыков

О нарушениях навыков чтения, письма, счета, связанных с трудностями обработки умственной информации, рассказала врач-невролог детской поликлиники №2 Наталья Везденева.

У каждого пятого школьника при нормальном уровне интеллекта отмечаются проблемы с основными учебными навыками. Это не результат плохого обучения, воспитания, лени ребенка. Понимание причин этих расстройств важно для их эффективной коррекции.

Ведущие факторы риска:
-родовые травмы, недоношенность;
-легкие органические поражения центральной нервной системы;
-нарушения развития (СДВГ, аутизм)
-задержка речевого развития;
-снижение когнитивных способностей, дефицит словарного запаса, визуальной памяти;
-особенности развития мозга, связанные с обработкой информации;
-наследственность;
-языковый барьер в семье

Среди нарушений выделяют:


📍Дислексия. Расстройство чтения проявляется неузнаванием букв, неумением соотносить их написание и звучание. Ребенок не может пересказать смысл прочитанного, заменяет слова, слоги.

📍Дисграфия. Ребенок не осваивает написание букв. Может писать буквы зеркально, пропускать или добавлять буквы, путать их по звучанию или написанию. Могут быть трудности с мелкой моторикой, когда ученику трудно держать ручку, выводить буквы.

📍Дискалькулия. Нарушение счетного навыка проявляется неумением сосчитать по прямому и обратному порядку, выполнить арифметические действия.

Родители должны были внимательными к признакам подобных нарушений и своевременно обратиться к специалистам— врачу-неврологу, логопеду, дефектологу, детскому психиатру (по показаниям).

🚩Что должно насторожить?
-Ребёнку сложно рисовать, делать поделки, завязывать шнурки, держать в руках карандаш или ручку, ложки и вилки.
-Ребёнок постоянно путает предлоги и падежи, неправильно ставит ударение.
-Есть трудности с заучиванием стихов, цветов, цифр, букв/ играми с мячом.

✅ Меры профилактики:
-Говорите с ребенком больше: комментируйте свои действия, описывайте окружающий мир, задавайте вопросы, не коверкайте слова. Чем больше ребенок слышит правильную речь, тем лучше усваивает ее.
-Чтение вслух, пение, прослушивание музыки укрепляют нейронные системы, отвечающие за речь и чтение.
-Развивайте память, внимание и мышление, умение различать разные звуки.
-Тренируйте мелкую моторику.
-Вовремя корректируйте с логопедом нарушения речи.