Советы родителям
Материал опубликован:
Обновлён:
Под стрессом понимают состояние организма, возникающее при воздействии необычных раздражителей и приводящее к напряжению неспецифических адаптационных механизмов организма.
Стрессорная реакция является механизмом адаптации, однако при чрезмерно напряженном и длительном течении она становится фактором возникновения психологических расстройств, сердечно-сосудистых заболеваний, иммунодефицитов, болезней пищеварительного тракта и прочих патологических состояний.
Стресс и дезадаптация в значительной степени дестабилизируют деятельность вегетативной нервной системы. Метеозависимость один из первых симптомов вегетативной дистонии. Механизм реакции адаптации и стресса по существу аналогичен взаимодействию организма с внешней средой.
В формировании стресса и синдрома дезадаптации у детей и особенно у подростков играют роль и психоэмоциональные факторы.
В детском возрасте в качестве стрессовых факторов чаще всего выступают неблагоприятные условия в семье (утрата близких, асоциальность, холодные, жесткие взаимоотношения, неполная семья), приводящие к эмоциональной депривации.
У детей старшего возраста и подростков, стрессовые ситуации связаны с конфликтными взаимоотношениями с родителями, сверстниками, учителями. В группах детей, которые живут в сложных бытовых условиях, расстройства адаптации диагностируют в 40% случаев. Немаловажное значение имеет недостаточность формирования возрастных социальных навыков.
Социальный стресс в детстве может играть определенную роль в раннем развитии хронического заболевания в дальнейшем. Кроме того, дети, страдающие от хронического стресса, как правило, характеризуются низкой приверженностью здоровому образу жизни.
Стресс и расстройство адаптации характеризуются развитием поведенческих нарушений, реакций, клинические проявления определяются возрастом.
Детям раннего школьного возраста свойственны реакции протеста, отказа, ухода из дома. Реакции протеста нередко протекают в форме нарушения соматовегетативных функций (рвота, энурез, энкапрез, отказ от еды), часто в сочетании с расстройствами поведения.
Нередко школьная дезадаптация выступает маркером психических заболеваний в виде школьной фобии или школьного невроза, депрессивных расстройств.
Увеличение учебных нагрузок, часто неадекватное физиологическим возможностям растущего детского организма, ухудшении питания, учащение случаев курения, употребления алкогольных и тонизирующих напитков приводят к повышению уровня невротизации и снижению социальной адаптации школьников.
Наибольшее значение имеют психологические и поведенческие расстройства. Тревога и депрессия, наиболее частые последствия хронических стрессов. А также под влиянием чрезвычайно неблагоприятных обстоятельств у детей могут внезапно появиться сердцебиения, боли в сердце, затруднения в дыхании или одышка, головные боли, головокружения, боли в животе, рвоты, диареи и другие расстройства. Эти остро развивающиеся эпизоды обычно кратковременны. Они прекращаются с выходом ребенка из трудной для него ситуации, однако могут повторяться в случае новой встречи со стрессовым фактором. Такие острые психосоматические расстройства признак хронической тревожности ребенка и показатель его склонности к развитию стойкого психосоматического заболевания.
Среди заболеваний дыхательной системы это бронхиальная астма. Как функциональные,так и органические заболевания желудочно кишечного тракта у детей по своему происхождению также нередко оказываются психогенными. Часто отмечается снижение аппетита, рецидивирующие абдоминальные колики, запоры.
Широко распространена вегетососудистая дистония. Это дополнительный аргумент в пользу участия средовых факторов.
Ожирение привлекает внимание, как одно из вероятных психосоматических расстройств. Существуют исследования, доказывающие участие психосоциальных факторов в происхождении сахарного диабета.
В профилактике стресса у детей и подростков необходимо соблюдение режима труда и отдыха, участие и внимание родителей. С помощью бесед, консультаций и лекций необходимо воспитывать у родителей умение создавать доверительные, ободряющие и эмоционально теплые отношения с детьми, столь нужные для предупреждения психосоматических расстройств и нервно психических заболеваний. Также необходима регулярная физическая активность, адекватное питание.