Советы родителям
Материал опубликован:
Обновлён:
Пятерки в школе: мифическое благо для родителя и кошмар для ребенка. Ответы на важные вопросы.
Ребенок воспринимает важность оценок в школе благодаря эмоциональной реакции родителей на его учебу. Получил пятерку - родители рады, получил двойку - родители в гневе.
Чем сильнее их гнев, тем важнее для мамы и папы эти оценки - такой вывод делает ребенок.
За плохие оценки чаще всего следует устное порицание или, что нередко встречается, - физическое наказание. Главной мотивацией ходить в школу для такого ребенка будет лишь стремление избежать наказания от родителей, что очень угнетает детскую психику.
«Мотивирующие» истории взрослых сложны для детского восприятия из-за отсутствия у них жизненного опыта
• Ты должен ходить в школу, чтобы поступить в университет и найти хорошую работу.
• Я хожу на работу, а ты ходишь в школу. Это твоя работа.
Когда дети отвечают, что поняли все родительские осуждающие нравоучения, они лукавят – чтобы избежать дальнейшего дискомфортного разговора.
Формирование личности ребенка и родительские ожидания обычно идут в разрез.
Почему так происходит?
Задача минимум в глазах многих родителей: хорошо учиться в школе, быть отличником - успешно поступить в университет. Закончить с «красным дипломом» - получить престижную работу. Таким видят «счастливое будущее» своих детей часть российских семей.
Потому каждый раз, когда их ребенок получает двойку, он как бы отдаляет радужные перспективы своего «светлого будущего». В фантазиях родителей быстро формируется ассоциация: частые двойки – оставят на второй года –по окончании выдадут справку – даже в техникум не возьмут! Как итог – станет дворником, уборщицей и т.д.
В попытках избавиться от подобных мыслей и переживаний родители неосознанно давят на психику школьника, транслируя ему мысль, что он плохой, потому что-то делает или чего-то не делает… Избавление взрослых от мысли, что они «плохие» происходит путем навязывания ребенку чувства вины.
А что на самом деле? Оценки и благополучие ребенка не равнозначные понятия
Карающая и осуждающая стратегия поведения по отношению к ребенку только вредит ему: ежедневный стресс, чувство вины, низкая самооценка, эмоциональные и умственные перегрузки, депрессивное состояние, развитие хронических патологий, скачки артериального давления, нарушение пищеварения, сна.
Встреча с алкоголем и сигаретой, рискованное поведение, склонность к суицидальным мыслям – частая проблема детей из «благополучных» семей, в которых ребенок не справляется с возложенной на него ответственностью во что бы то ни стало стать гордостью для мамы и папы.
Родители в погоне за своими «благими целями» и нравственными принципами забывают или не до конца осознает, что им гораздо важнее, чтобы у ребенка была счастливая и успешная жизнь. Многим, к сожалению, «мифическая хорошая» жизнь видится именно в хороших оценках.
На самом деле взрослые, пройдя уже свой путь роста и профессионального становления понимают, что самые высокие баллы – не гарантия счастливой и здоровой жизни!
Что делать?
Выстраивать ребенку краткосрочную мотивацию, которая будет порождать в нем желание учиться. Чем младше ребенок, тем краткосрочная мотивация должна быть. Под мотивацией имеется ввиду то, чего хочет ребенок, а не то, чего желают для него взрослые.
У учеников начальной школы мотивация может быть в рамках одного-двух дней, в старших классах- в рамках месяца или четверти.
Чем старше ребенок, тем дальше от него нужно «отодвигать» то, ради чего ему учиться. При этом называть причины в виде работы, зарплаты, успеха и прочего, неэффективно)
Что важно для ребенка?
Меньше всего ребенку нужно осуждение за двойки, больше всего ему нужна вера в него и поддержка. Позитивный настрой помогает снижать уровень стресса и справляться с нервным перенапряжением.
Если ваш ребенок не двоечник и приходит домой с плохой оценкой, это не сигнал к тому, что надо ругать, это о том, что ребенок столкнулся с трудностями и не смог их преодолеть.
Нельзя ругать за то, что ребенок не может справиться с тем, с чем он не умеет справляться.
Как себя вести взрослым?
• если ребенок переживает, надо его успокоить - «со всеми такое бывает, это нормально», можно привести пример из своего детства.
• поговорите и выясните, как так вышло?
• спросите, нужна ли ему помощь или он справится сам?
• спустя время вернитесь к этой ситуации и спросите как у него дела?
• если он занимается решением этой проблемы, похвалите, если нет - узнайте, что его беспокоит, чего он боится, о чем переживает?
• когда он разберется в теме, решит проблему, исправит двойку, поощрите его за упорство.
• если он не планирует вообще этим заниматься, это говорит о том, что у него на это есть причины (проблема может быть в педагоге; в том, что он не верит, что у него получится и т.д.)
Выстраивайте доверительные отношения с ребенком
Дети перестают доверять родителям не просто так, а после череды предательств, осуждений, нравоучений, оскорблений и т.д.
Они хотят доверять, но бояться непринятия, осуждения и предательства в моменты, когда они сильнее всего нуждаются в любви, поддержке, заботе и внимании.
Доверительные отношения - это про принятие, гарантии и стабильность.
Ребенок хочет быть принятым таким, какой он есть- без нравоучений, без историй о том, что кому-то тяжелее, чем ему, что у родителей было иначе.
ВАЖНО! Ребенку важны гарантии, что сказанное останется в тайне и не пойдет слухами по родственникам и друзьям родителей - это предательство.
Ребенок нуждается в стабильности мира, который при всем том меняется с космической скоростью, растет и сам ребенок. «Островок стабильности» в виде крепких отношений родителей, спокойной и любящей обстановки в доме, доверительного общения между членами семьи может дать спокойствие и уверенность, что, если и возникли проблемы с учителем, друзьями, уроками, кружками и прочим, ему есть на кого положиться и на что опереться.